Детский травматизм – одна из серьёзных социальных проблем, которая не только угрожает жизни и здоровью детей, но влечёт и проблемы для родителей. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Естественно, возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности. Поэтому одна из основных задач родителей – предупреждение детского травматизма.
Предупреждение детского травматизма в учреждении дошкольного образования
На протяжении многих лет педагогами нашего детского сада ведется работа по оздоровлению воспитанников и по предупреждению детского травматизма. Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма, в нашем детском саду проводятся целенаправленно.
По статистике для каждой возрастной группы присущи свои наиболее типичные причины травм и травмоопасные ситуации. Для малышей наиболее опасны мелкие предметы, основные двигательные навыки у них еще недостаточно сформированы, поэтому травмы в этом возрасте обусловлены падениями. У малышей необходимо развить двигательные навыки и умения ориентироваться в окружающей обстановке, играть с игрушками. С возрастом характер повреждений изменяется: увеличивается доля ран, ушибов, растяжений. Для детей дошкольного возраста характерно активное участие в окружающей жизни, основным местом происшествия для них становится двор. Увлекаясь, они теряют над собой контроль и поэтому наиболее часто получают травмы в игровых ситуациях, а различные колющие и режущие предметы при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.
Основной причиной несчастных случаев с воспитанниками является слабый контроль со стороны взрослых. В целях предупреждения детского травматизма в нашем учреждении создана система профилактической работы по предупреждению травматизма с участием всех субъектов образовательного процесса: педагогов, воспитанников и родителей.
Главная цель этой работы – формирование у воспитанников осознанного умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их.
Особая нагрузка при этом ложится на педагогов учреждения образования. В любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории учреждения, должен разумно организовать деятельность детей в течение дня; в тоже время
должен научить малышей быть осторожными, вести себя грамотно в любой ситуации.
Работа по профилактике детского травматизма ведётся по следующим направлениям:
Организационно-профилактические мероприятия.
В учреждении образования четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:
-
Оборудование, расположенное на территории, дважды в год осматривается на предмет нахождения в исправном состоянии с составлением дефектных актов.
-
Воспитатели и администрация ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и игровых площадок.
-
Постоянно проводятся мероприятия по уборке мусора, декоративной обрезки кустарников, вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли.
-
В зимний период проводятся мероприятия по очистке от снега и сосулек крыши, дорожек, детских площадок, посыпанию песком.
-
Воспитатели постоянно ведут контроль и страховку воспитанников во время игр, содержат выносной материал в исправности и соответствии требованиям безопасности.
-
Руководитель физического воспитания организует физкультурные досуги по ПДД, пожарной безопасности.
-
Музыкальный руководитель организует праздники, развлечения по ПДД, пожарной безопасности, ОБЖ.
-
Мероприятия проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого оборудования.
Организационно-профилактические мероприятия с педагогами.
-
Заведующим учреждения образования проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей.
-
Администрацией учреждения образования проводятся целевые инструктажи по охране жизни и здоровья детей во время проведения экскурсий, прогулок, за пределами детского сада.
-
Для педагогов проводятся консультации «Методика организации работы с детьми по воспитанию безопасного поведения на улице и дорогах в разных возрастных группах», «Взаимодействие с семьей по предупреждению травматизма у дошкольников».
-
В группах составлены картотеки художественной литературы, дидактических игр по ПДД и основам безопасности жизнедеятельности.
-
Одним из приоритетных направлений деятельности нашего учреждения образования является формирование у детей бережного и ответственного к здоровью путем целенаправленного закрепления правил безопасного поведения.
Организационно-профилактические мероприятия с воспитанниками.
Работа с дошкольниками проводится с использованием различных форм и методов:
-
В специально-организованной деятельности по образовательным областям: ребенок и общество, ребенок и природа, развитие речи, искусство.
-
Беседы индивидуальные, подгрупповые («Осторожно Дорога», «Встречи на улице», «Внимание – огонь не игрушка», «Игры во дворе», «Откуда может прийти беда» и т. д.).
-
В группах оформлены «Уголки безопасности».
-
Игры - подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые.
-
Праздники, досуги, развлечения, викторины, акции, конкурсы.
-
Просмотр презентаций, фильмов, прослушивание аудио записей.
Организационно-профилактическая работа с родителями.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в учреждении образования. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Проблему безопасности ребенка невозможно решить только в рамках детского сада без участия родителей. Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания, а предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить в семье.
В учреждении образования проводятся следующие формы взаимодействия с родителями:
-
Родительские собрания.
-
Материал на информационных стендах.
-
Проведение бесед индивидуальных, подгрупповых.
-
Показ выставок детского творчества.
-
Выпуск памяток для родителей.
Конечно, полностью исключить детский травматизм невозможно – от несчастного случая, увы, не застрахован никто.
Алгоритм для педагогических работников расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися при освоении содержания образовательных программ, с воспитанниками при реализации программ воспитания
1. предотвращение воздействия травмирующих факторов на обучающегося (воспитанника), получившего травму;
2. оказание пострадавшему первой помощи;
3. вызов на место происшествия медицинских работников;
4. доставка пострадавшего в организацию здравоохранения (при необходимости).
Информация о несчастном случае немедленно доводится до руководителя УДО и законных представителей обучающегося.
Задача родителей максимально обезопасить своего ребёнка. Ведь большинство травм происходит по вине родителей – недоглядели, не объяснили. Очень важно для взрослых – самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Не забывайте, что пример взрослого для ребёнка заразителен, а так же о том, что согласно статьи 159 Уголовного Кодекса Республики Беларусь, за оставление в опасности детей предусмотрена уголовная ответственность с лишением свободы на срок до 3-х лет.